Свежий номер журналаВизуальная литератураКонтакты и копирайтыСсылкиГостевая ЛИМБАПрожект ЗимбабвЕ!
по авторам: 
»»
по номерам:

  »   п о э з и я   »   п р о з а   »   э с с е   »   д е б ю т   »  

««   л и т е р о с ф е р а   »»

Февраль - Март 2002 г.


Лабиринты

Лабиринты

Юлия МОГЕЛЕВЕР


***

Мне приснился телефонный звонок.
Просыпаюсь – всюду тихо, ни звука,
дом спокойно спит, и только одно
как будильник сердце ухает глухо.
Я глаза закрою – снова звенит,
открываю – темнота и дыханье,
да погасшие повисли огни,
а за окнами теней шебуршанье.
То ли это забавляется ночь,
в свисте скаля почерневшие зубы,
то ли кто-то умоляет помочь,
но никак не поднимается трубка.
Подожди меня, звонок, не буди,
дай ответить в том же сне, где звенишь ты.
Но опять меня толкает: уйди,
срок не вышел, погоди, срок не вышел.


О ПРЕВРАТНОСТЯХ СУДЬБЫ

"Шагаю еле-еле, вершок за пять минут"
                      Б. Окуджава

Я иду прямо вперед
по дороге, которая петляет,
я выравниваю ее ногами, но вот
в дорогу вцепилась земля, и
чтобы не сворачивать, нужно удерживать земной шар,
что создает дополнительную проблему,
усложняя каждый и без того нелегкий мой шаг:
планета встроена в Солнечную систему,
а та – в галактику, она – во вселенную,
и все они стиснуты притяжением,
спаявшим намертво эти звенья,
совершающие вращательное движение,
которое мне приходится преодолевать
день и жизнь напролет
опять и опять,
чтобы просто идти вперед
вслепую
по прямой, которой не существует.


ОБОЗНАЧЕНИЕ ЖАНРА

В мире взрывающихся площадей,
взлетающих в воздух машин,
где любое "здесь" легко проваливается вдруг в "нигде" -
в смысле – жил, дышал, суетился – секунда, и шиш! -
оставляя плотному плану тело, и боль родных -
актер, наконец, выныривает из персонажа,
возвращаясь в себя, задвигает его в подсознанье, в подкорку, в сны,
весь в заботах о будущем – какая там карта ляжет.
Он послушает мнение критиков – в чем провал, а в чем был успех,
чтобы в следующей своей роли использовать этот опыт.
Ну а мы пока внутри пьесы, нам теперь отдуваться за всех,
сидя в том, что – увы – не шляпа, хоть рифмуется тоже с Европой.


ПОСЛЕСЛОВИЕ

Потерялись в твоей пыли
люди, звезды, кружок Земли.
Ты в слезах отошла, эпоха,
что ж так самодоволен лик?

Мне бы жить от тебя вдали,
мне б не слышать "готовься! пли!",
зубы сжать, промолчать, не охать,
но тебя спокойствие злит.

Приговор прекрасен и крут,
что жесток – виновные врут,
называется он судебным:
ведь "судьба" означает "суд".

Расстаемся, не обессудь,
не тобой закончится путь.
Плачет плоть в петле, слабнет, слепнет,
сетует... Суета. Не суть.


УХОДЯ, ГАСИТЕ СВЕТ


ПЕСЕНКА О СМИРЕНИИ

Жили тихо-тихо, молчали,
и наглело лихо ночами,
зло и беспощадно глядело.
Бормотали – ладно, терпели,
говорили – добрые братцы!
как же можно сопротивляться?
лиху надо в ноги валиться,
о пощаде Богу молиться,
как же с ним, великим, тягаться?
век придется мыкаться, знать, всем...

Так оно росло без предела
и на нашей крови жирело.
Шар земной, задавленный страхом,
жил себе годами на плахе,
но потом от склок и болезней
камнем из-под ног рухнул в бездну.


ИКЕБАНА


К АВТОРУ

"Ох, Иермет, Иермет..."
Э. Бар-Яалом "Нора"

I

Можно увидеть на этой странице
то, что не стерпится, не простится,
то, что в кошмарах и то не снится -
снова привычная вереница
вечных потерь, заунывной боли -
кто это тешится нами вволю,
все не насытится, не утолится?
Просто – исписанная страница.

II

Неудачница-неумеха,
жизнь моя на листочке жмется.
Зачеркнуть, разорвать уродца?
Или все же пригреть для смеха?
То ли сглаз, то ли просто зависть -
буквы корчатся с перепугу,
протяни бедолагам руку,
вдруг не поздно еще исправить.

III

Напиши про меня рассказ,
анекдот или даже басню,
чтоб струилась строка легка,
чтоб бесилась беда напрасно,
чтоб традиции вопреки
смаковала свой сыр ворона,
и лиса пусть не врет с тоски,
пусть сорвет виноград зеленый,
станет вдруг стрекоза права -
пой, пляши – зимы не бывает!
чтоб читатель недоумевал:
как конец? а мораль какая?


ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ

Вообрази себя мизинцем своей левой ноги,
сфера интересов которого упирается в туфлю,
когда не слышно ни звука, не видно ни зги,
и стержень самосознания – это глюк
об отдавленной любимой мозоли, и на нем построены
философия мирозданья, наука и вера, а также понятия
о Добре и Зле, о Свете и Тьме, о мире и войнах,
о монархии, диктатуре и демократии.
А теперь представь, что этот левый мизинец
возомнил себя центром мира, венцом Творенья,
пусть, мол, не все постиг, зато не проведешь на мякине,
и для познанья Вселенной хватает органов чувств и воображенья:
все, что не жмет и не трет, того не бывает, и стало быть
есть ли ты, нет ли – большой вопрос, хотя поминаешься всуе.

А Господь все так же не слушает просьбы наши и жалобы...
И вообще – кем доказано то, что Он существует?


СТИХИИ


РЕЗЮМЕ

Жили-были, – так сказка начнется,
клад ржавеет в бездонном колодце,
обернется лягушка царевной,
и, волшебную шапку надев на
буйну голову, витязь исчезнет,
а живая вода от болезней
исцелит, и от смерти излечит,
тусклым оловом плавятся свечи,
мед и пиво, и прочие яства
тем обильней, чем подвиг опасней,
королева качает младенца...
Кухня. Стирка. И некуда деться.


* * *

То на час часы отстали,
то ушли на час вперед,
в батарейках силы мало,
или в нас иссяк завод.

Либо время стало зимним,
либо попросту зима,
холод синий и всесильный
всем колдует задарма.

Век в агонии. Аминь. Он
может, прожит, может, – блажь.
То ли зеркало в морщинах,
то ли просто жизнь прошла.


8 НОЯБРЯ

Птичка упала с ветки,
больно компьютерной мышке,
кролик привычен в клетке,
а таракан не слишком.
В истине дело, в шляпе ли,
в склонности ли к простуде -
порви свои фотографии:
погрустят и забудут,
как-нибудь образуется,
все заживут отлично -
мышка в экран врисуется,
оклемается птичка,
жизнь благосклонна очень
к кроликам и тараканам.
Так что спокойной ночи.
С днем рожденья. И до свиданья.


РИМЕЙК

Заколдованная принцесса
плачет в чаще чужого леса,
но не в облике гнусной жабы,
а усталой, обрюзгшей бабой -
глюком города-аутиста.
Захлебнувшаяся нечистой,
монотонной, бездарной жизнью,
знает, бедная – рак не свистнет,
не припрется принц с поцелуем,
чтоб спасать ее, вот такую.
Отказавшись от суперприза,
он уставился в телевизор,
к пульту, как к галере, прикован,
сам давно уже заколдован.
Он скептичен, рационален,
сросся с маскою карнавальной
и не верит в лицо под нею...

Залу скучно, ряды редеют,
сонный зритель хлопает вяло.
Пьеса плавно пришла к финалу.


ВЕТЕР В ГОЛОВЕ


БАБА НАСТЯ

Старая знахарка баба Настя
зелье смешает от всех несчастий,
и от ненастья, и от напасти
вылечит добрая баба Настя.
Настя не спросит: веришь? не веришь?
не позвонит, чтоб открыли двери -
скромная Настя пройдет сквозь стены,
солнечный лучик вонзится в вену
и накачает в нее лекарство.
Настя оставит тебе отвар свой
в капле молочной дневного света,
Настин настой – и болезни нету.
С дочеловечьей знакома речью
Настя пошепчет – и сгинет нечисть,
перетасуются чет и нечет,
льдинки улягутся в слово "вечность",
звезды зажгутся чуть-чуть иначе,
карта беды принесет удачу,
холод души растворится страстью.
Где ты, чудесная баба Настя?
В центре земли, в неземном эфире,
в чаще дремучей, в любой квартире,
прячется в строчках четверостишья...
Вы позовите – она услышит.

© Юлия Могелевер


Страница автора

Rambler's
Top100 Rambler's Top100

Все тексты и структура © 1999, 2000, 2001 "ЛИМБ".     Дизайн и поддержка © Андрей (Handy) Хитров.