MainPage | Эссе | Поэзия | Дебют


К.С. Фарай


О НЕБОЛЬШОМ РАССКАЗЕ



Прочел "Сны профессора Гольца" Льва Гунина. Такое ощущение, что наблюдал за движением мозговых клеток в голове Гитлера, Муссолини и Сталина в одном лице. Рассматривал эти клеточки, сравнивал, пробовал на язык, щупал, разрезал пинцетом. Эту вещь, наверное, так же сложно понять, как "Бракосочетание Рая и Ада" Уильяма Блейка. Мощь пророка и сновидца в сочетании со сдавленным голосом затравленного сознания, картина изувеченной человеческой жизни. Картины, намного страшней чем пляски "полых людей" перед миллионами кактусов, картины, будто переполненные той, казалось бы, далекой, и в то же время столь близкой болью и агонией нашего несчастного столетия... Гольц - тот же Кориолан, тот же Ирод, тот же Наполеон-вошь, тот же Малюта... Не хватает ему лишь закричать: "Мать!", как герою поэмы Элиота. Пыльный бюст, человек, вывороченный наизнанку, Пруфрок с собачей мордой, мы...

Стиль рассказа отрывистый, как будто автор торопится, боится не успеть, потерять из виду детали. Так и должно быть, если речь идет о сне... или о человеческой жизни?.. Поражает точность и неповторимость образованных автором слов-названий, описывающих различные механизмы адской тоталитарной человеческой машины. Что-то от Рабле, Лотреамона, Кафки (в большей степени), но совершенно очевиден и оригинальный авторский замысел, словно целое уникальное мировоззрение выплеснулось на эти страницы. Интересно, что при всей немыслимости происходящего с профессором Гольцем, нет ощущения "сюрреалистичности", нет даже потока сознания, присущего Джойсу, Беккету, Белому. Только страх и обнаженные мозговые клетки диктатора, омерзительные, словно облученные радиацией молекулы нашего внутреннего зла... Нашего.

Давно не читал ничего подобного этому рассказу.


Начало | Эссе | Поэзия | Дебют