Свежий номер журналаВизуальная литератураКонтакты и копирайтыСсылкиГостевая ЛИМБАПрожект ЗимбабвЕ!
по авторам: 
»»
по номерам:

  »   п о э з и я   »   п р о з а   »   э с с е   »   д е б ю т   »  

««   л и т е р о с ф е р а   »»

Апрель - Май 2001 г.


На страницу эссе

Осмысления

Владимир ПАВЛЮК

Заметки клеветника и злопыхателя Павлюка Владимира Александровича по прочтении @нтологии поэтического клуба "Лимб

В.Антропов.

"И когда я тихо шепчу "болит" – хорошо, но коль скоро пишется в развитие этого тихого шепота, то можно было обойтись без словесной высокопарности: "Собирается в тучи вечность над зеркалом рощ" и т.п.

Какой мощный замысел: Письма с "Летучего Голландца"! Как трудно найти такой (неужели где-то позаимствовали?). И писем должно быть именно три.

Но как же можно измельчить такой дантовский замысел: на фоне вечности главным вопросом становится: "Как ты живешь, красавица моя? Как там наш белый домик?" Сами же пишете, что "твой облик обеззвучел", что и понятно - через двести-то лет! Или я что-то путаю и герою только кажется, что прошло так много? Но все-таки когда-то он успел сочинить 155 писем. Тогда уж и в заголовке пишите: письмо 156-е.

И все-таки любые ляпсусы оправдываются величием замысла.


Несколько следующих более-менее гладко рифмуют, но нет стиха, как чего-то цельного. Например, нет замысла или идеи (последней бывает и чрезмерно). Или отсутствует та строчка или слово в конце, которые завершают или ожидаемо и окончательно, или неожиданно и по-новому.

Ну и совсем обидно, когда нет цельной и непротиворечивой картины, пусть даже абсурдной. Конечно, все мы (ну пусть не все – многие) подпадали под колдовство блестящих и нудных перечислений Бориса Леонидовича. Но все же должно быть о чем-то одном.

А то получается, например, как у Вероники Батхен – с одной стороны: "Рваное небо, седая река, скала" (по мне – лучше через точки), в общем - осенне-зимний период. Тем более, что "верные двери – защита от зимней пакости". Но тогда какие к черту "тени виноградной заросли" и куда там "падают ягоды", когда Ваш ветеран труда уснул спиной к камину (конечно, зажженному)?

Но тут же и хочется поблагодарить вышеозначенную Веронику за Ассоль, которая научилась жить. Тут опять замечательная редкость – небанальный поэтический замысел. Но и здесь не обходится без ложки дегтя: не пират она, чтобы идти на абордаж, коль скоро возит такие скучные грузы – ткани, рыбу, фасоль... Не задумывались, рыба доедет до чужих стран, не протухнет?

То есть, о чем я говорю? Даже в абстрактной вещи должна быть точность в деталях и непротиворечивость.


Вообще-то не хотел всерьез говорить о стебе, думал, что дальше Глазкова я открытий не поимею. Все эти аллюзии стали мне скучны, как соц-арт в живописи. Все вы, ребята с этой грядки, как бы защищаете свой как бы богатый и тонкий духовный мир как бы самоиронией. Вперед за Веничкой!

Но этот чертов Бойченко Серхио меня достал. Все-таки, когда есть внутренняя напряженность вещи в целом... Тогда и из дерьма можно сделать котлетку. Но не нужно. И тем не менее некоторые вещи достигают достаточно высокой пронзительности и класса. Сдаюсь. Если бы еще опять не Герасим с Муму. Да, широка эрудиция наших новых интеллектуалов. Или это читателя держат за двоечника автодорожного техникума?


Виталий Бурик: тело – дело, нож – дрожь и т.п. Скажете: зато какая ажурная конструкция! Ну и ради чего, если присутствует самая большая беда - неточность, недостоверность: так иззззящно пропущенный сверху вниз нож – он перочинный или все-таки клинок? И про траву все неправда: придумали Вы ей "хрупкую душу", тут как раз все наоборот, не пололи, маэстро, рядом со мной на даче, не бегали по футбольному полю.


Изя Винтерман, пишите лучше на иврите, а то по-русски маловато грамотности: мелодия ПРО сон, в такт волнЫ... Про неточность и противоречивость уже скучно говорить: осень, а солнце в зените; "нестрастная луна", а "фривольна в позе" – ну так сделай движения, трахни ее! А то слишком много плачете.


Ренат Гильфанов: не могу понять, неужели попался поэт "с биографией"? Ну да – хорошо, просто и конкретно: "мама, умершая год назад", "отец... был добр, пьян и волосат".

Нет, все-таки жизни не хватает, начинаете придумывать и сразу получается неточность и небрежность: угощаетесь пивом, а только затем его открываете; "Руки покрыты загаром, как труба дымохода – сажей" – там снаружи, а тут внутри.

"Недавно прочитал в газете..." – почему вы (большинство), милые и талантливые, кроме газет так мало читаете, да и в газетах выискиваете какую-то ерунду: приведения, гороскопы?

"Озеров" – настоящий класс! Все в высшем порядке, когда не придумываете. А когда придумываете, получается ложь и скука, сразу видно: не знали вы никакой юной нимфы с серьгой, да и Кристина снимала перчатки в меру необходимости. Я знал ночного сторожа, который умер днем. К "Монологу в потолок" подошел бы другой эпиграф: "Я дрочу, потому что хочу" (надпись на стене туалета в Одесском университете, закрашенная в 1974 году).


Гм... Не знаю даже, как сказать очередную гадость как можно беззлобнее. Кто составитель сборника? Мистер Житинский? И что, Городенский, Гончар, Горшков – Ваши личные друзья? Или это противовес "маргиналам и адептам герметичной поэзии"? О, еще Гребенюк! Что-то на букву Г тут подобрались... Если что – не обижайтесь на мои восклицания. Это брюзжание из-за интоксикации эрудицией. Да и вообще, мнение автора сих заметок не всегда совпадает с его точкой зрения.


Даже боязно заикнуться насчет какого-нибудь мальчика или девочки из бутылки – так высокомерно она мимо меня взирает. Поэтому "обкакиваю беззвучно".

Не желая никого обидеть, отдавая дань уважения и даже где-то получая необъяснимый кайф, все-таки соглашусь с Бродским, что свободный стих (особенно по-русски) – это игра в теннис без сетки.


Да-да-да, мистер Ермолаев. Жаль, не велика подборка, чтобы можно было раздолбать.


Ах, не только Г, но и И!


"Уйми, саранча, свои маникюрные пилки" – это довольно высокий пилотаж (по крайней мере, в этом сборнике). И вообще, Караулов – это голова. Сперва никак не мог сообразить, что привлекает, завораживает. А потом уразумел: ясность. Было бы одно стихотворение – может, пропустил бы мимо, так есть, где разбежаться взгляду.


Ну что же это такое, гражданка Погодина? Как это высокопарно и низкопробно! Вся многозначительность – ложна. Почти все – надуманно и жеманно. Манускрипт – редкая древняя рукопись. И цвет иприта Вам не знаком. Так все-таки ушла Смерть ни с чем? Но ведь "она не умела так уходить"! "Всегда прямо сейчас" – это покруче "Фауста" Гете. Что это за счастье смерти от стареющей шлюхи, ушедшей на покой? Вообще, почти никакой мотивации – ни логической, ни эмоциональной. А ведь в талантливых руках сама идея конформно отобразить какой-нибудь родной унылый Армавир или Архангельск на другие "улицу, город и век" достаточно плодотворна, что и подтверждают подмигивающие из-за рассматриваемых страниц кумиры. Но только при условии реальности прообраза и вразумительности построенного отображения.

Но раз пишу такие гадости, то, возможно, чем-то зацепило.

Про некоторых молчу, так как или не о чем говорить, или смешно обсуждать. Да и всегда держу в мыслях, что с посредственными (или никакими) виршами тут могут фигурировать и выдающиеся пииты современности, приберегающие свои шедевры для более фешенебельных изданий.


Вообще, есть некое усредненное лицо неназванных мной как бы поэтов. Вернее, есть 2 стороны одной и той же медали. Одни как бы поэтизируют нюансы жизни, а другие – модернисты (или пост-). Но прилагательные и у тех и у других одинаковые. У первых – "образа картонные", "ворона картонная". У вторых – "поцелуй картонный". Кисти у них как правило золотые. А так как жизненные впечатления однообразны (скорее не из-за бедности самих жизненных обстоятельств, а ввиду однообразности духовной организации), то и сооружаются более или чаще менее свежие метафоры вокруг одного и того же. Черт побери, похоже опять прав заполнивший все щели Бродский, выводя формулу об обратной пропорциональности таланта и количества прилагательных. Как унылы эти "прохладно-белые шелка", "пруды все в нежном, все в трепетном и золотом". Как повергают в тоску высокопарности. "Словно пил бессмертие губ". "Головокружительно-сладкий запах весны и смерти". "Нищенка пляшет на ложе (?) из лилий". У нас, само собой, не гривны, а гинеи и вообще, как говорят в Одессе, "Кучма проблем".


Попробуем дальше почитать с конца сборника, а то по алфавиту стало скучно.

Эфендиева Диана. Как все насобачились делать перечисления! "...рукав канала, позвонки моста, парадные подъезды (не нашлось метафоры? ну тогда хотя бы – забитые подъезды), рельсов ленты" и т.д. Все это, конечно, развращающая школа Бориса Леонидовича, но не "Бессонница. Гомер. Тугие паруса".

Обидная для настоящего (вроде бы) поэта неточность: ангел с черным "галочьим" крылом. Или это падший ангел?


Андрей Чернов. Никак не мог понять, это правда или мистификация. Как говорится, "обманчивое впечатление чрезмерной простоты и даже легковесности". Но этому впечатлению диаметрально противоречат "кратки радости картинки" или "бог мой старый" (Так и не научились писать Бог с прописной, не то, что Дон Родриго – эта птица поважнее). Неужели в "облегчить" ударение на "е"? Или скажете, что это умышленный тонкий вульгаризм, как "нынче будет всяко"?


Персональное спасибо Михаилу Фельдману от остывающего постимпрессионистомана. Спасибо, что не называете имен Ван Гога и Гогена, доверяете моему узнаванию и пониманию. Это вызывает адекватную меру отзывчивости. Мне кажется, что Вам удалось сделать зримой и манеру письма Винсента: "Я вышиваю небо на пяльцах моих вен и артерий". Почти все в этом вирше ("Я стал хуже видеть...") – в меру, необходимо и достаточно. Разве что пробежало сомнение в снежности зимы Сен-Реми.

После полученного удовлетворения снисходительнее воспринимается банальность и необязательность некоторых пар в "Днях независимости", а также некоторая громоздкость конструирования метафоры двойного шприца в "Под утро".


Константин Шаповалов. Хорошо быть лицом, приближенным к распорядителю. Хотя, первый вирш неплох. Иногда вдруг промелькнет ощущение намека на свежесть там, где говорится о румбе, выносном ориентире, снарядах, ползущих из погребов. Неужели сей пиит бороздил на крейсерах Севера? Вызывает уважение... Вот об этом и ваяйте, с подробностями, с точными деталями. Если это, конечно, настоящая – своя – биография. А если честно, то прав Довлатов, что нет никого опаснее постаревшего романтика.


Евгения Чуприна. Здоровенькi були! Яка, дiдька лисого, "усталая лиса под проливным дождем разыскивает троллей, подковы и мышей"? Лиса под дождем не охотится ввиду проблем с обонянием. "Деревня" – достаточно трогательно.


Вообще, в сборнике почему-то достаточно много лисиц или хотя бы лисьих троп. И в целом слишком много повторяющихся у разных авторов мотивов и объектов, а то и прямых текстуальных перекличек (как я тактично избежал слова "заимствований"). Например, Сергею Свиридову можно было писать с Черновым в соавторстве или хотя бы публиковаться под общим псевдонимом – а то прямо смешно.


Ольга Родионова. Вот и еще раз к вопросу о клонировании. Как здесь у Вас неплохо и как это, тем не менее, вторично. Аркадий Райкин спрашивал: "Папу-маму любим?". А мы, Ахматову-Цветаеву любим? Любим... "Умер вчера сероглазый король"... и т.д. И мы научились неплохо (правда неплохо): "Эту страничку мы йодом зальем, чтоб побыстрей заживала". Мне кажется, что это менее (не более) банально, чем тьмы научившихся сочинять "как Бродский и даже лучше".


Игорь Петров. Что, в Вермонте действительно "суров пейзаж"? Или это изысканная ассоциативная метафора, еще и запускающая в подсознание Александра Исаича? Не уверен. Скорее это необязательность и спешка: нужно было обрифмовать ну никак и ничем не заменимый вермут.

Хочется еще к чему-нибудь придраться. Не "я обломился", а "мне обломилось". Или я не прав? А что тут насчет рваных калош? Я бы тосковал по целым, если бы когда-нибудь их носил. А где Вы их нашли? Ах, Германия... Но тогда при чем здесь "очередь в хлебный"? И вообще!


Д.Паташинский. Вроде бы все в порядке и замысел на 5, но чегой-то отсутствует полное удовлетворение. И глаза-застежки верно(хотя и простовато) подмечены. И чемодан неплохо отражает ветер гудящим боком. Но все равно какая-то аритмия. Зачем-то оклеветали собаку. Плохи "опрокинутые ноги" – тут метафора убогая и даже нерусская. А другими метафорами, чувствуется, любуетесь, как Игорь Северянин изгибом своей спины в зеркале. Некоторые рифмы заставляют вспомнить оперетту "Женихи и ножи" Шостаковича: "Мадамы и мадамочки, / Нам втирают здесь очки!"


Остальные – почти не задевают. Одним хладнокровно отдаешь должное, другим – нет (может быть, нам просто не дано понять). И издеваться почти не над чем, и – не вдохновляет. Сие Рудис, Феня Пальмонт (барышня или кавалер?), Ольга Роленгоф (ей, правда, отдельное спасибо, что в отличие от прочих дам не живописует свои соития). Ну и ряд др. и пр.


Несколько удивлений по поводу всего сборника (еще одно, последнее, раздраженное отступление).

Может быть тут присутствует творческое соревнование, и я зря иронизирую над однообразием объектов и искусственностью поэтических приемов. Кругом сплошной дождь, ну буквально всеми авторами со всех сторон изнасилованный дождь (в особо циничной и скучной созерцательной форме). "Парк... стежком дождливым до земли прошит". Все это хорошо и красиво, но скучно.

Вообще, возникает обидное для авторов подозрение в лживости (надуманности). То есть, большинство как бы знает, как сейчас нужно писать, чтобы напечатали те самые обхаянные в предисловии маргинальные редакторы малотиражных журналов. Сто лет тому появилась в "Новом мире" статья, кажется Лакшина, "Об искренности в литературе". Так вот, большинство авторов боятся этой самой искренности. Отстраненность – тоже выигрышный прием, но опять же без неправды в составляющих. "Дьявол в деталях". Это не про вас сообщал нелюбимый большинством Вознесенский: "Стихи не пишутся – случаются".

Кстати, загадка: почему в поэтической канве так мало казалось бы естественных мотивов христианства или иудаизма, а тотальный ориентализм? Сто раз описанное Пастернаком рождество не становится банальным, а тут после двух-трех упоминаний опошляются (опять же, из-за неискренности) все эти Лотос-Логос-Ин-Янь-последнее воплощение-Будда-руны-мантра-астральный-сакральный.


В заключение – мой хит-парад, или, если угодно, горячая десятка:

"Я стал хуже видеть" (М.Фельдман)
Озеров (Р.Гильфанов)
"Я не знаю, что на твоем берегу" (С.Бойченко)
"Жена у капитана..." (В.Батхен)
"Бог мой старый..." (А.Чернов)
День (В.Павлюк)
"...и ангел рваным галочьим крылом" (Д.Эфендиева)
"Выпрями спину, дитя мое" (О.Родионова)
"Когда во мне ломается пружина" (И.Петров)
"Она была как женщина" (С.Ермолаев)

© Владимир Павлюк


Страница автора

Rambler's
Top100 Rambler's Top100

Все тексты и структура © 1999, 2000, 2001 "ЛИМБ".     Дизайн и поддержка © Андрей (Handy) Хитров.