Осмысления |
Владимир ПАВЛЮК
Заметки клеветника и злопыхателя
Павлюка Владимира Александровича
по прочтении @нтологии
поэтического клуба "Лимб
В.Антропов.
"И когда я тихо шепчу "болит" – хорошо, но коль скоро пишется в
развитие этого тихого шепота, то можно было обойтись без словесной
высокопарности: "Собирается в тучи вечность над зеркалом рощ" и т.п.
Какой мощный замысел: Письма с "Летучего Голландца"! Как трудно найти
такой (неужели где-то позаимствовали?). И писем должно быть именно три.
Но как же можно измельчить такой дантовский замысел: на фоне вечности
главным вопросом становится: "Как ты живешь, красавица моя? Как там наш
белый домик?" Сами же пишете, что "твой облик обеззвучел", что и понятно -
через двести-то лет! Или я что-то путаю и герою только кажется, что прошло
так много? Но все-таки когда-то он успел сочинить 155 писем. Тогда уж и в
заголовке пишите: письмо 156-е.
И все-таки любые ляпсусы оправдываются величием замысла.
Несколько следующих более-менее гладко рифмуют, но нет стиха, как
чего-то цельного. Например, нет замысла или идеи (последней бывает и
чрезмерно). Или отсутствует та строчка или слово в конце, которые завершают
или ожидаемо и окончательно, или неожиданно и по-новому.
Ну и совсем обидно, когда нет цельной и непротиворечивой картины, пусть
даже абсурдной. Конечно, все мы (ну пусть не все – многие) подпадали под
колдовство блестящих и нудных перечислений Бориса Леонидовича. Но все же
должно быть о чем-то одном.
А то получается, например, как у Вероники Батхен – с одной стороны:
"Рваное небо, седая река, скала" (по мне – лучше через точки), в общем -
осенне-зимний период. Тем более, что "верные двери – защита от зимней
пакости". Но тогда какие к черту "тени виноградной заросли" и куда там
"падают ягоды", когда Ваш ветеран труда уснул спиной к камину (конечно,
зажженному)?
Но тут же и хочется поблагодарить вышеозначенную Веронику за Ассоль,
которая научилась жить. Тут опять замечательная редкость – небанальный
поэтический замысел. Но и здесь не обходится без ложки дегтя: не пират она,
чтобы идти на абордаж, коль скоро возит такие скучные грузы – ткани, рыбу,
фасоль... Не задумывались, рыба доедет до чужих стран, не протухнет?
То есть, о чем я говорю? Даже в абстрактной вещи должна быть точность в
деталях и непротиворечивость.
Вообще-то не хотел всерьез говорить о стебе, думал, что дальше Глазкова
я открытий не поимею. Все эти аллюзии стали мне скучны, как соц-арт в
живописи. Все вы, ребята с этой грядки, как бы защищаете свой как бы богатый
и тонкий духовный мир как бы самоиронией. Вперед за Веничкой!
Но этот чертов Бойченко Серхио меня достал. Все-таки, когда есть
внутренняя напряженность вещи в целом... Тогда и из дерьма можно сделать
котлетку. Но не нужно. И тем не менее некоторые вещи достигают достаточно
высокой пронзительности и класса. Сдаюсь. Если бы еще опять не Герасим с
Муму. Да, широка эрудиция наших новых интеллектуалов. Или это читателя
держат за двоечника автодорожного техникума?
Виталий Бурик: тело – дело, нож – дрожь и т.п. Скажете: зато какая
ажурная конструкция! Ну и ради чего, если присутствует самая большая беда -
неточность, недостоверность: так иззззящно пропущенный сверху вниз нож – он
перочинный или все-таки клинок? И про траву все неправда: придумали Вы ей
"хрупкую душу", тут как раз все наоборот, не пололи, маэстро, рядом со мной
на даче, не бегали по футбольному полю.
Изя Винтерман, пишите лучше на иврите, а то по-русски маловато
грамотности: мелодия ПРО сон, в такт волнЫ... Про неточность и
противоречивость уже скучно говорить: осень, а солнце в зените; "нестрастная
луна", а "фривольна в позе" – ну так сделай движения, трахни ее! А то
слишком много плачете.
Ренат Гильфанов: не могу понять, неужели попался поэт "с биографией"? Ну
да – хорошо, просто и конкретно: "мама, умершая год назад", "отец... был
добр, пьян и волосат".
Нет, все-таки жизни не хватает, начинаете придумывать и сразу получается
неточность и небрежность: угощаетесь пивом, а только затем его открываете;
"Руки покрыты загаром, как труба дымохода – сажей" – там снаружи, а тут
внутри.
"Недавно прочитал в газете..." – почему вы (большинство), милые и
талантливые, кроме газет так мало читаете, да и в газетах выискиваете
какую-то ерунду: приведения, гороскопы?
"Озеров" – настоящий класс! Все в высшем порядке, когда не придумываете.
А когда придумываете, получается ложь и скука, сразу видно: не знали вы
никакой юной нимфы с серьгой, да и Кристина снимала перчатки в меру
необходимости. Я знал ночного сторожа, который умер днем. К "Монологу в
потолок" подошел бы другой эпиграф: "Я дрочу, потому что хочу" (надпись на
стене туалета в Одесском университете, закрашенная в 1974 году).
Гм... Не знаю даже, как сказать очередную гадость как можно беззлобнее.
Кто составитель сборника? Мистер Житинский? И что, Городенский, Гончар,
Горшков – Ваши личные друзья? Или это противовес "маргиналам и адептам
герметичной поэзии"? О, еще Гребенюк! Что-то на букву Г тут подобрались...
Если что – не обижайтесь на мои восклицания. Это брюзжание из-за
интоксикации эрудицией. Да и вообще, мнение автора сих заметок не всегда
совпадает с его точкой зрения.
Даже боязно заикнуться насчет какого-нибудь мальчика или девочки из
бутылки – так высокомерно она мимо меня взирает. Поэтому "обкакиваю
беззвучно".
Не желая никого обидеть, отдавая дань уважения и даже где-то получая
необъяснимый кайф, все-таки соглашусь с Бродским, что свободный стих
(особенно по-русски) – это игра в теннис без сетки.
Да-да-да, мистер Ермолаев. Жаль, не велика подборка, чтобы можно было
раздолбать.
Ах, не только Г, но и И!
"Уйми, саранча, свои маникюрные пилки" – это довольно высокий пилотаж
(по крайней мере, в этом сборнике). И вообще, Караулов – это голова. Сперва
никак не мог сообразить, что привлекает, завораживает. А потом уразумел:
ясность. Было бы одно стихотворение – может, пропустил бы мимо, так есть,
где разбежаться взгляду.
Ну что же это такое, гражданка Погодина? Как это высокопарно и
низкопробно! Вся многозначительность – ложна. Почти все – надуманно и
жеманно. Манускрипт – редкая древняя рукопись. И цвет иприта Вам не знаком.
Так все-таки ушла Смерть ни с чем? Но ведь "она не умела так уходить"!
"Всегда прямо сейчас" – это покруче "Фауста" Гете. Что это за счастье смерти
от стареющей шлюхи, ушедшей на покой? Вообще, почти никакой мотивации – ни
логической, ни эмоциональной. А ведь в талантливых руках сама идея конформно
отобразить какой-нибудь родной унылый Армавир или Архангельск на другие
"улицу, город и век" достаточно плодотворна, что и подтверждают
подмигивающие из-за рассматриваемых страниц кумиры. Но только при условии
реальности прообраза и вразумительности построенного отображения.
Но раз пишу такие гадости, то, возможно, чем-то зацепило.
Про некоторых молчу, так как или не о чем говорить, или смешно
обсуждать. Да и всегда держу в мыслях, что с посредственными (или никакими)
виршами тут могут фигурировать и выдающиеся пииты современности,
приберегающие свои шедевры для более фешенебельных изданий.
Вообще, есть некое усредненное лицо неназванных мной как бы поэтов.
Вернее, есть 2 стороны одной и той же медали. Одни как бы поэтизируют нюансы
жизни, а другие – модернисты (или пост-). Но прилагательные и у тех и у
других одинаковые. У первых – "образа картонные", "ворона картонная". У
вторых – "поцелуй картонный". Кисти у них как правило золотые. А так как
жизненные впечатления однообразны (скорее не из-за бедности самих жизненных
обстоятельств, а ввиду однообразности духовной организации), то и
сооружаются более или чаще менее свежие метафоры вокруг одного и того же.
Черт побери, похоже опять прав заполнивший все щели Бродский, выводя формулу
об обратной пропорциональности таланта и количества прилагательных. Как
унылы эти "прохладно-белые шелка", "пруды все в нежном, все в трепетном и
золотом". Как повергают в тоску высокопарности. "Словно пил бессмертие губ".
"Головокружительно-сладкий запах весны и смерти". "Нищенка пляшет на ложе
(?) из лилий". У нас, само собой, не гривны, а гинеи и вообще, как говорят в
Одессе, "Кучма проблем".
Попробуем дальше почитать с конца сборника, а то по алфавиту стало
скучно.
Эфендиева Диана. Как все насобачились делать перечисления! "...рукав
канала, позвонки моста, парадные подъезды (не нашлось метафоры? ну тогда
хотя бы – забитые подъезды), рельсов ленты" и т.д. Все это, конечно,
развращающая школа Бориса Леонидовича, но не "Бессонница. Гомер. Тугие
паруса".
Обидная для настоящего (вроде бы) поэта неточность: ангел с черным
"галочьим" крылом. Или это падший ангел?
Андрей Чернов. Никак не мог понять, это правда или мистификация. Как
говорится, "обманчивое впечатление чрезмерной простоты и даже
легковесности". Но этому впечатлению диаметрально противоречат "кратки
радости картинки" или "бог мой старый" (Так и не научились писать Бог с
прописной, не то, что Дон Родриго – эта птица поважнее). Неужели в
"облегчить" ударение на "е"? Или скажете, что это умышленный тонкий
вульгаризм, как "нынче будет всяко"?
Персональное спасибо Михаилу Фельдману от остывающего
постимпрессионистомана. Спасибо, что не называете имен Ван Гога и Гогена,
доверяете моему узнаванию и пониманию. Это вызывает адекватную меру
отзывчивости. Мне кажется, что Вам удалось сделать зримой и манеру письма
Винсента: "Я вышиваю небо на пяльцах моих вен и артерий". Почти все в этом
вирше ("Я стал хуже видеть...") – в меру, необходимо и достаточно. Разве что
пробежало сомнение в снежности зимы Сен-Реми.
После полученного удовлетворения снисходительнее воспринимается
банальность и необязательность некоторых пар в "Днях независимости", а также
некоторая громоздкость конструирования метафоры двойного шприца в "Под
утро".
Константин Шаповалов. Хорошо быть лицом, приближенным к распорядителю.
Хотя, первый вирш неплох. Иногда вдруг промелькнет ощущение намека на
свежесть там, где говорится о румбе, выносном ориентире, снарядах, ползущих
из погребов. Неужели сей пиит бороздил на крейсерах Севера? Вызывает
уважение... Вот об этом и ваяйте, с подробностями, с точными деталями. Если
это, конечно, настоящая – своя – биография. А если честно, то прав Довлатов,
что нет никого опаснее постаревшего романтика.
Евгения Чуприна. Здоровенькi були! Яка, дiдька лисого, "усталая лиса под
проливным дождем разыскивает троллей, подковы и мышей"? Лиса под дождем не
охотится ввиду проблем с обонянием. "Деревня" – достаточно трогательно.
Вообще, в сборнике почему-то достаточно много лисиц или хотя бы лисьих
троп. И в целом слишком много повторяющихся у разных авторов мотивов и
объектов, а то и прямых текстуальных перекличек (как я тактично избежал
слова "заимствований"). Например, Сергею Свиридову можно было писать с
Черновым в соавторстве или хотя бы публиковаться под общим псевдонимом – а
то прямо смешно.
Ольга Родионова. Вот и еще раз к вопросу о клонировании. Как здесь у Вас
неплохо и как это, тем не менее, вторично. Аркадий Райкин спрашивал:
"Папу-маму любим?". А мы, Ахматову-Цветаеву любим? Любим... "Умер вчера
сероглазый король"... и т.д. И мы научились неплохо (правда неплохо): "Эту
страничку мы йодом зальем, чтоб побыстрей заживала". Мне кажется, что это
менее (не более) банально, чем тьмы научившихся сочинять "как Бродский и
даже лучше".
Игорь Петров. Что, в Вермонте действительно "суров пейзаж"? Или это
изысканная ассоциативная метафора, еще и запускающая в подсознание
Александра Исаича? Не уверен. Скорее это необязательность и спешка: нужно
было обрифмовать ну никак и ничем не заменимый вермут.
Хочется еще к чему-нибудь придраться. Не "я обломился", а "мне
обломилось". Или я не прав? А что тут насчет рваных калош? Я бы тосковал по
целым, если бы когда-нибудь их носил. А где Вы их нашли? Ах, Германия... Но
тогда при чем здесь "очередь в хлебный"? И вообще!
Д.Паташинский. Вроде бы все в порядке и замысел на 5, но чегой-то
отсутствует полное удовлетворение. И глаза-застежки верно(хотя и простовато)
подмечены. И чемодан неплохо отражает ветер гудящим боком. Но все равно
какая-то аритмия. Зачем-то оклеветали собаку. Плохи "опрокинутые ноги" – тут
метафора убогая и даже нерусская. А другими метафорами, чувствуется,
любуетесь, как Игорь Северянин изгибом своей спины в зеркале. Некоторые
рифмы заставляют вспомнить оперетту "Женихи и ножи" Шостаковича: "Мадамы и
мадамочки, / Нам втирают здесь очки!"
Остальные – почти не задевают. Одним хладнокровно отдаешь должное,
другим – нет (может быть, нам просто не дано понять). И издеваться почти не
над чем, и – не вдохновляет. Сие Рудис, Феня Пальмонт (барышня или
кавалер?), Ольга Роленгоф (ей, правда, отдельное спасибо, что в отличие от
прочих дам не живописует свои соития). Ну и ряд др. и пр.
Несколько удивлений по поводу всего сборника (еще одно, последнее,
раздраженное отступление).
Может быть тут присутствует творческое соревнование, и я зря иронизирую
над однообразием объектов и искусственностью поэтических приемов. Кругом
сплошной дождь, ну буквально всеми авторами со всех сторон изнасилованный
дождь (в особо циничной и скучной созерцательной форме). "Парк... стежком
дождливым до земли прошит". Все это хорошо и красиво, но скучно.
Вообще, возникает обидное для авторов подозрение в лживости
(надуманности). То есть, большинство как бы знает, как сейчас нужно писать,
чтобы напечатали те самые обхаянные в предисловии маргинальные редакторы
малотиражных журналов. Сто лет тому появилась в "Новом мире" статья, кажется
Лакшина, "Об искренности в литературе". Так вот, большинство авторов боятся
этой самой искренности. Отстраненность – тоже выигрышный прием, но опять же
без неправды в составляющих. "Дьявол в деталях". Это не про вас сообщал
нелюбимый большинством Вознесенский: "Стихи не пишутся – случаются".
Кстати, загадка: почему в поэтической канве так мало казалось бы
естественных мотивов христианства или иудаизма, а тотальный ориентализм? Сто
раз описанное Пастернаком рождество не становится банальным, а тут после
двух-трех упоминаний опошляются (опять же, из-за неискренности) все эти
Лотос-Логос-Ин-Янь-последнее воплощение-Будда-руны-мантра-астральный-сакральный.
В заключение – мой хит-парад, или, если угодно, горячая десятка:
"Я стал хуже видеть" (М.Фельдман)
Озеров (Р.Гильфанов)
"Я не знаю, что на твоем берегу" (С.Бойченко)
"Жена у капитана..." (В.Батхен)
"Бог мой старый..." (А.Чернов)
День (В.Павлюк)
"...и ангел рваным галочьим крылом" (Д.Эфендиева)
"Выпрями спину, дитя мое" (О.Родионова)
"Когда во мне ломается пружина" (И.Петров)
"Она была как женщина" (С.Ермолаев)
© Владимир Павлюк
|
|