Осмысления |
Василий ПРИГОДИЧ
Философия Михаила Веллера,
или Вращение позитивистского пропеллера
Михаил Веллер. Все о жизни. СПб. "Нева". М. ОЛМА-ПРЕСС. 2000. 752С.
Блестящий прозаик издал блестящий философско-этический трактат, работа
над которым потребовала у автора долгих раздумий (сквозь десятилетия; о
работе над рукописью, о первых публикациях фрагментов текста см. С. 225-227),
тяжкого труда, аналитически-критического усвоения мыслительных схем предшественников
(прежде всего Шопенгауэра, Вернадского и Фрейда). Увесистый кирпич Веллера
фосфоресцирует всеми цветами радуги (употребленный глагол восходит к греческому
прилагательному "светоносный"). Писатель создал цельную и непротиворечивую
систему мировидения и жизнепонимания, которую можно принимать, отрицать,
дополнять, критиковать в частностях и т.д. Но ее не смахнуть рукой, как
карточный домик с ломберного стола, она есть и будет заявленной, осуществленной
и посему неуничтожимой асфальтовой верстой раздолбанного шоссе русской
духовности, ведущего в никуда.
Постройка Веллера (по грандиозности и изощренности чертежей) сопоставима
в прошлом (двадцатом) веке, пожалуй, лишь с циклопическими сооружениями
французского философа, католического богослова Тейяра де Шардена (1881-1955;
концепция "христианского эволюционизма", основной труд: "Феномен человека")
и отца Александра Меня, "апостола интеллигентов" (1935-1990; создателя
шеститомного труда "В поисках пути, истины и жизни"). Я совершенно
серьезен и констатирую это с полной ответственностью. Конечно, творчество
де Шардена и батюшки Меня овеяно горячей верой в Бога, а Михаил Веллер
- позитивист-безбожник (как ни странно, с несомненными ницшеанскими обертонами),
однако сие личные проблемы сочинителя, а не его фолианта. Речь идет о масштабе
личности и умственного подвига автора. Спародируем веллеровскую "простоту
формы и наглость мысли" (С. 226): таки, шо мы имеем в остатке, ребята,
а имеем гениальную мысль Венедикта Ерофеева – больше пейте и меньше закусывайте,
это избавляет от самомнения и поверхностного атеизма. Книга Веллера – событие...
Набрал два абзаца, скурил четыре сигаретки (привет из Питера!) и ощутил
холодок вдоль позвоночника: представил телесно и мысленно окрысивание коллег-критиков
на Мишеньку (он мой однокурсник по отделению русского языка и литературы
филологического факультета Ленинградского университета в конце 1960-х годов),
посему смею его так амикошонски именовать, хотя мы и виделись последний
раз 17 лет назад, когда он презентовал мне свою первую книгу "Хочу быть
дворником!"). Рецензии на "Все о жизни" мне пока на глаза не попадались
ни на бумаге, ни в интернетной сети, впрочем, солидарное корпоративное
замалчивание-неупоминание достойнейшей работы – древний и весьма эффективный
критический ход-прием. Натурально, друг-читатель, можно ли простить Веллеру
чудовищное преступление: за три последних года его книги огромными по нынешним
временам тиражами (например, в "выходных данных" "Все о жизни" указан дополнительный
тираж 5000 экз.) издавались тридцать раз. Можно ли пережить такое,
никак нельзя. Веллер – самый популярный, читаемый, коммерчески успешный
серьезный писатель нашего поколения. Ату его, рви бездумно на клочья,
что и делается постоянно. Зависть, черная зависть, всесожигающая, нетворческая,
сладкая и постыдная. Буйным бурьяном цветет вышеупомянутое окрысивание
в перемываниях косточек Веллера (кухонно-курилочных) литературной
и окололитературной тусовкой, в назойливом сопоставлении Веллера с Довлатовым
(разумеется, в пользу последнего, ушедшего от нас, обсахаренного ядовитой
слюной эпигонов, как бы канонизированного и вознесенного на ложный Олимп,
в чем Довлатов – гениальный беллетрист – не повинен). Употребим излюбленное
веллеровское словечко падлы. Падлы, вы же профессионалы, неужто
не "сечете", не "въезжаете": Довлатов и Веллер – сочинители-антиподы. Как?
А так: Довлатов ничему не "учит" читателя, не наставляет, мол, думай
и делай, как я (ну, типа-конкретно Чехов). Веллер же "учит" (по делу и
в тему, кстати). Странная штука литература: довлатовское (на первый
взгляд, свободное, отнюдь не принудительное) "неучительство" на самом деле
несвободно и принудительно. Впрочем, вернемся к книге "Все о жизни".
Михаил Веллер пошел по проторенной дорожке. По какой? Отвечаю без базара:
по той самой, на которую сворачивали многие его достославные предшественники.
Писал себе человек отличную прозу и вдруг, бац, на долгие годы засел за
философский, морализаторский, этический (крайне редко – космогонический)
трактат. Создал, издал (не издал, почувствуйте разницу), мухи по тексту
ползают и от скуки дохнут. Нормальный читатель засыпает просветленно-умиротворенно
на третьей странице. Таковы, например, лживо (увы !) христианские
трактаты Льва Толстого ("В чем моя вера?"; 1884). А вот фундаментальный
труд Веллера исключительно интересен, читается на одном дыхании, написан
простецким обывательским слогом (на самом деле весьма сложным, искусным
и изощренным, ей Богу).
Стежки-дорожки известные, а вот добыча в конце пути – богатая и увесистая.
Читатель, не разевай варежку, не "воздевай очи в горнюю высь", мол, упоминание
в одном ряду Толстого и Веллера – святотатство, эпатаж, вызов небу и аду.
Гиль, все это. Есть в мире для тебя, друг мой высокий, один единственный
авторитет: Ты Сам, Твое осмысление-понимание, Твои вкусы и пристрастия
- все прочее (за феноменологическим исключением Господа нашего Иисуса Христа)
- от лукавого. Это и декларирует Веллер, разумеется, без моего непустячного
дополнения в предшествующих скобках; позитивист, он и в Эстонии позитивист,
так-то. Кстати, у Миши в книге есть замечательная главка "Вера и религия",
где автор умно и тонко дифференцирует два этих полярных на самом деле понятия
(С. 360-371). Именно в этом разделе Веллер, стою на том, совершает единственную
роковую, непоправимую ошибку (во всей огромной книге), утверждая: "Вера
- это аспект внутренней, принципиальной непримиренности человека со всем
положением вещей в этом мире". Михаил, ты не прав, все наоборот, аспект...
ПРИМИРЕННОСТИ... (это я о тех, кто верует не умом, а сердцем).
Я не намерен пересказывать мысли Веллера, я хочу донести до тебя, любезный
читатель, свои ощущения и переживания, вызванные изучением этой книги.
Больше ничего... Да, сочинитель предлагает оригинальнейшую концепцию места
и предназначения человека во Вселенной (энергетическое преобразованием
оной), да, вторая часть трактата, гордо поименованная "Пониматель", – свежа,
умна, остроумна, парадоксальна, доказательна и искрометна (особенно главки
"Прогресс", "Государство и эволюция" – название известной книги Егора Гайдара
- где ты, незабвенный "труд" В.И.Ленина "Государство и революция", который
конспектировали поколения советских студиозусов? Русь, дай ответ. Нет ответа..,
- "Интеллигенция и ее уход", "Смерть", "Свобода", "Власть", "Зависть",
"Добро и зло", "Любовь", "Страдание", "Секс", "Мужчина и женщина", "Агрессивность",
"Наркотики", "Самоубийство", "Красота", "Искусство").
Эге, промычит искушенный читатель, пробежав глазом названия разделов
трактата Веллера, да это же не что иное, как учебник жизни (учебник "по
жизни", – употребим набивший оскомину хулиганский оборот). И будет прав,
потому, что читатель всегда прав, ибо он голосует не сердцем, а своим кошельком.
Купи книгу Веллера, она стоит того, более того, купив, не ставь на полку,
а полистай с толком (во, в рифму получилось).
В томе "Все о жизни" не просто много ума специфического, отточенного,
как стилет. Это не фокус, умных много. Автор (это очень важно) – человек
(возможно, и "сверхчеловек", – гнусный, но точный термин) бывалый в самом
широком смысле слова, много (излишне, не в фантазиях, а в реальной жизни)
переживший, передумавший и испытавший. Помню, поразительно интересные рассказы
Миши, вернувшегося и "восстановившегося" после годичного странствия по
Руси (убежал с четвертого курса) о том, как он купал в шампанском калининградских
проституток, как была проницаема для природных северян-туземцев на Чукотке
стальная советско-американская граница (это тебе, читатель, не в Бельгию
скататься, по тем временам такое было неслыханно страшно и сверхкруто).
В книгу Веллера вложен огромный разноаспектный жизненный опыт (понимателя,
искателя приключений, агрессивного "наглеца", пожирателя книг и фильмов,
"живописца слова" – есть такой дамский термин, Дон-Жуана и т.д.; перечислительный
ряд можно разогнать на десять строчек).
Книга, безусловно, пригодится тебе, читатель, "по жизни", независимо
от того, стар ты или молод, убережет от неосмысленных страданий и поступков
(я не шучу, хотя пользы от философии и искусства малым-мало). Можно сказать
иначе, чтение этого "кирпича", мастерски обожженного, сделает увлекательными
твои вечера в течение недели. И пусть не смущает тебя ощутимый марксистский
жаргон (ох, и крепко же учили нас бессмертному учению). Нежных барышень
и тетенек-феминисток предупреждаю заранее: творчество Веллера – апогей
мужского шовинизма. Все... "А я Мишка – вашему терему крышка" (из эпиграфов
к трактату "Все о жизни"). "Крышка", по мнению автора, – грядущий финал
"белой цивилизации". Грустно, господа.
Петергоф-Петербург. 3 сентября 2000 г.
© Василий Пригодич
|
|