| | Эссе | | | Поэзия | | | Дебют | | | Публикации | | | Свежий № |
Юрий НестеренкоО точных и неточных рифмах
Казалось бы, вполне очевидно, что поэзия - это такой вид литературы, в котором форма не менее, а возможно, даже и более важна, чем содержание. Стихотворение, совершенное по форме, производит впечатление даже при неприятии заложенных в нем идей, но, с другой стороны, самые глубокие и оригинальные мысли не спасут корявое по форме стихотворение. И тем не менее вновь и вновь находятся защитники именно несовершенства формы, в частности - так называемой неточной рифмы.
Прежде всего, определимся с понятиями - как выяснилось, тут имеются разночтения. Рифма есть созвучие концов стихотворных строк (иногда, впрочем, и середин - это внутренняя рифма). Понятие рифмы, таким образом, применимо к звукам, а не к буквам. Точной рифмой будем называть совпадение ударного и последующих слогов (минога - тренога, род - рот); при этом в ударном слоге могут не совпадать согласные, предшествующие согласному, стоящему перед гласной: бред - вред. Условно-точной рифмой будем называть рифму, отличающуюся от точной несовпадением согласного перед ударным гласным (минога - тревога, род - кот), при условии, что ударный гласный - не последний звук в слове (т.е. не подходят пурга - душа и т.п.) Все прочие рифмы, очевидно, следует считать неточными, либо вообще не рифмами.
Имеют ли вообще неточные рифмы право на существование? В некоторых случаях - да. Но случаев этих немного.
Наиболее оправданный вид неточной рифмы - рифма, в которой незначительный диссонанс между слогами искупается большим количеством созвучных слогов (иногда даже слов): гаражами - горожане, палачами - получали, желтый - пошел ты. (1) Такие рифмы могут быть даже лучше точных, в которых совпадает меньшее число слогов; вместе с тем и в таких рифмах необходимо, чтобы хоть какие-то слоги, и в первую очередь ударный, совпадали точно.
Другой - специальный - случай неточной рифмы представляет собой преднамеренное использование такой рифмы (или псевдо-рифмы) как приема, на котором строится все стихотворение. (2) Обычно в качестве "рифмующихся" подбираются слова, в которых созвучны согласные и безударные слоги, но различаются ударные гласные. Примерами могут служить "Я заражен нормальным классицизмом" И.Бродского, "Во-первых, не хватило электричества" М.Щербакова, "Шмелит-пчелит виолончель" И.Северянина (я намеренно привожу не "официальные" названия стихов, а их характерные строки - для облегчения узнавания). Любопытно, кстати, что в первых двух примерах псевдо-рифмы применяются лишь как фон, а формально каркас выстраивается на обычной точной рифмовке. Еще раз подчеркну, однако, что такой прием должен пронизывать все стихотворение; если он мелькает в одном-двух местах, то это не прием, а халтура.
Собственно, этим случаи оправданного применения неточных рифм и псевдо-рифм - т.е. ситуации, когда такие рифмы не хуже точных - и исчерпываются. Все прочие случаи неточной рифмовки являются проявлением несовершенства, неумелости, халтуры, лени и т.п., и вопрос лишь в том, когда такое несовершенство еще можно как-то стерпеть, а когда оно перестает лезть в какие-либо ворота.
Относительно - очень относительно - терпимой неточная рифма может быть в контексте, приближенном к разговорной речи. Этим часто пользовались Галич и Ким, хотя последний явно перебарщивает. Автор этих строк тоже однажды позволил себе в подобном контексте зарифмовать "зависть - заяц". Однако лучше так не делать. Отметим, впрочем, что в песнях вообще допустимы бОльшие вольности с рифмой, чем в "просто" стихах - хотя, опять же, не следует этим злоупотреблять.
Наиболее распространенный вид неточной рифмы, встречающийся даже у поэтов первой величины - т.н. бахрома на штанах, т.е. лишние согласные на конце. Это совсем плохо, когда финальный слог - ударный (река - стакан), и становится все более терпимым по мере удаления ударения от конца (пьяный - обезьяна, морозами - березовой); вообще, чем дальше от конца ударения, тем большие расхождения в финальных безударных слогах могут рассматриваться как терпимые. Но опять же - лишь как недостатки, которые можно терпеть, а никоим образом не как полноценная рифма (если речь не о случае (1)).
Еще одна разновидность неточной рифмы связана с разным числом слогов, когда между двумя согласными как бы предполагается наличие дополнительного гласного: крабам - кораб[а]ль, ведомость - бед[о]ность. Любопытно, кстати, что даже если бы в этих примерах виртуальный гласный был реальным, рифмы все равно остались бы неточными. В целом такой способ рифмовки никак нельзя назвать удачным, это типичная натяжка. Еще более искусственной, уродливой и нежизнеспособной является натяжка с перестановкой согласных: конфетка - проспекта.
Защитники неточной рифмы нередко ссылаются на пример европейских поэтов, у которых рифмы типа "пурга - душа" можно встретить довольно часто. Такие отсылки, однако, напоминает претензии нового русского на получение пособия для неимущих. Европейские поэты - обиженные судьбой люди! Их языки не флективны (особенно мне жалко французов, у которых еще и ударение всегда падает на последний слог) - естественно, что при такой бедности окончаний и вообще словоформ они вынуждены пользоваться рифмами "второй свежести". В наше время европейская рифмованная поэзия вообще умирает как класс; торжествует верлибр, правомерность отнесения коего к поэзии представляется мне спорной.
Другим тезисом защитников неточных рифм является оригинальность и многообразие. Дескать, все точные рифмы уже перебрали до нас. Ну, во-первых, насчет всех - не факт. Конечно, некоторые зажеваны до полной неупотребимости (пресловутая кровь - любовь, хотя, кстати, рифма не идеальная - "кровь - бровь" куда лучше), но незажеванных вполне достаточно. А во-вторых, лучше не оригинально, но хорошо, чем оригинально, но плохо. А если отрицать правила формы ради погони за многообразием - так ведь и бессмысленных фраз можно построить намного больше, чем осмысленных... а если еще звуки комбинировать произвольно, а не в виде реальных слов...
Приходится слышать также утверждения, что точная рифмовка искажает смысл, что рифмы оттягивают внимание на себя, коверкают порядок предложения и т.д. и т.п. Все подобные жалобы свидетельствуют лишь об одном - произносящие их не умеют писать стихи. Плохому поэту всегда мешают рифмы... Не надо свою неспособность пользоваться инструментом выдавать за проблемы самого инструмента. Если вам не хочется акцентировать внимание читателя на рифмующихся словах - пишите белым стихом. Тоже, кстати, не так просто, как кажется. Ибо если в рифмованном стихе можно выехать на красоте формы, то белый требует повышенного внимания к содержанию.
Таким образом, за исключением случаев (1) и (2), неточные рифмы являются недостатком (а зачастую - вообще не рифмами), и их следует всячески избегать. Они лишь ухудшают стихотворение, ничего (кроме, видимо, упрощения творческой задачи) не давая взамен. Лучше полное отсутствие рифм, чем плохие. Лучше проза, чем плохие стихи. Неточная рифма подобна фальшивой ноте, грамматической ошибке, прыщу на лице; решайте сами, сколько может быть прыщей и насколько заметных, чтобы лицо оставалось красивым.
Под конец, однако, следует добавить, что не всякая точная рифма - хорошая. "Ботинки - полуботинки", к примеру, удовлетворяет всем критериям точной рифмы...
Начало | | | Эссе | | | Поэзия | | | Дебют | | | Публикации | | | Свежий № |