| | Эссе | | | Поэзия | | | Дебют | | | Публикации | | | Свежий № |
Юрий ЦаплинЭссеистический лексикон
Мыслительные практики, связанные с афоризмами - вообще, с физиологически кратким высказыванием - уводят, во-первых, недалеко, а во-вторых не туда (о трудно удерживаемом кокетстве умолчу).
Многоуровневая, сложная комбинационность длинного повествования не просто больший труд, - это больший результат! Не случайно Откровение (Иоанна Богослова) - не притча и не заповедь; не одна мысль, а разворачивающийся строй образов. Да и христианство - это ведь все-таки не правила дорожного поведения, не сказочки и не чудеса Христа, - но в первую очередь Евангелия! Дальше - больше: нет, думаю, на свете религии из одних указаний, обрядов и молитв, - но везде и обязательно к этому приложен сюжет, да не один - золотая пригоршня сюжетов!
А теперь - знаете, что меня больше всего занимает? Как бы еще продолжить, протянуть этот текст, чтобы он не оказался афоризмом.
* * *
Афоризм - это текст, содержащий ровно одну мысль. В эссе, соответственно, мыслей всегда больше или меньше.
*
- А что такое БГ - белая горячка?
- Да это же Борис Гребенщиков, мама!
- А почему без точечек?
*
Андрей Белый - это способ говорить. Вернее, несколько, много способов. Я никогда не читал Белого подолгу - хватает двух-трех страниц, а то и абзаца, чтобы перенять биение стиля и заразиться им на весь оставшийся день.
*
Бурич, Ахметьев... Вся жизнь прессуется в одну маленькую книжицу - и это хорошо.
*
В прозе поэты кокетничают и с собою на ты.
*
Виктору Ерофееву, сравнивающему писательство с испражнением и называющему на этом основании писательство естественным, хочется ответить: аналогия не полна. Полная аналогия подразумевала бы испражнение на кого-то еще.
*
Вы задыхаетесь в потоке замыслов? Записывайте их в книжечку! Поверяйте замыслы временем - и вам станет невероятно легко дышать!
*
Глупые люди тоже радуются солнышку.
*
Гоголь не закончил "Мертвые души", потому что еще не было Федорова: не было этой сумасшедшей подсказки...
*
День, проведенный на воле (вне служебных стен) всегда так свеж, так полифоничен... В нем есть и строй, и сюжет, и логичная (вернее, эмоционально и ритмически обоснованная) композиция, и (обязательно!) лирические отступления, и эпилог, и финал, и смысл. Словно роман прочитал.
*
Если мои занятия литературой - онанизм, то какой-то уж чересчур изнуряющий.
*
Есть вещи, которые в искусстве нужно делать всего один раз. Некоторые - один раз в жизни, а некоторые - один раз в истории. И есть, по-видимому, вещи, которые нужно делать ежечасно, - а раз такие вещи есть, стоит ли думать о первых?
Наверное, нет - они обыкновенно приходят на ум сами.
*
Жизнь - это фейерверк возможностей. Все они достойны восхищения, но ни одна не стоит выбора.
*
ЗАКОН КОМПЕНСАЦИИ
- Ну ты хоть скажи, свет-то в конце туннеля - есть?
- Свет-то в конце туннеля, может быть, и есть, а вот туннеля никакого - точно нет!
*
Замечено: чем выше у оборудования коэффициент полезного действия, тем вреднее этого самого оборудования характер. Распространять это правило на людей я бы пока не спешил.
*
Западная литература ужасов - ничто по сравнению с нашей литературой тоски.
(читая Ремизова; русский камень на сердце)
*
Из непризнанных гениев мне нравятся только те, которые не признали себя сами.
*
Когда гуляешь пешком (нет, вы не спорьте, это уже давно не тавтология), только тогда и узнаешь свой город географически - в смысле, что где относительно чего расположено. Обыденная жизнь с ее метро, троллейбусами и трамваями этому не учит. Когда гуляешь пешком, только тогда и видишь людей. Казалось бы, и без прогулок в суетной будничной жизни куда как людно, - ан все это встречи деловые и торговые, в них нет места беспристрастности, а интерес изначально смещен с человека на то, что он представляет или предлагает. "Как много людей!" - жалуемся мы. Много, да что толку - люди не в фокусе.
*
Критики - это скоропостижно повзрослевшие писатели.
*
Литература любит инфантильного героя (Лимонов, Кортасар - их сорокалетние персонажи, можно подумать, по крайней мере лет 15 пролежали в анабиозе), без детей и практически без семьи. Случайно ли это (особенно если учесть, что много читают в основном тоже люди молодые)?
*
Литература - это такая область, в которой тот, кто не устраивал никого, загадочным образом начинает устраивать всех. (Лимонов, Маканин etc)
*
Между удачей и не-удачей лежит тьма (вернее, серость) куда более страшных состояний.
*
Можно любить женщин как пейзаж, как погоду... Они этого, к сожалению, понимать не хотят.
*
Мудрость французов, такая поверхностная и несерьезная для русского уха, - в этой поверхностности и несерьезности, возможно, и состоит.
*
Мы поймем японцев лучше, если перестанем называть вишню сакурой.
*
Не на всякий интересный вопрос существует интересный ответ.
*
Неинтересно писать, находясь в рамках (личности, возраста, течения). Выпрыгнуть из себя и сделать что-то не только для прежнего, но и для выпрыгнувшего неожиданное! Книгу писем, например.
*
Нельзя, нечестно быть человеком литературы, не будучи человеком слова.
*
Нет такой дилеммы: "можно" или "нельзя". Можно всё. Вопрос в том, что нужно.
*
Области знаний можно с тем же правом называть областями незнания.
*
Победивший писатель - дилетант, добившийся уважения профессионалов.
*
Почему надо бояться тривиальности? Не почему, а насколько. Настолько, насколько тривиальность (письма, сюжета) может воспрепятствовать появлению новых мыслей (нет, нового качества). Если же она (такое теперь бывает) не препятствует, а способствует - тогда бояться нечего. Тогда надо не бояться, а искать.
*
Принципиальная разница: лучшие пишут, чтобы мыслить, худшие - чтобы говорить, и лишь некоторые - чтобы сказать.
*
Родина мне неведома. Точнее, я не знаю никакой родины, кроме прошлого и прочитанного. Единственно доступный мне патриотизм - не предавать своего детства, своей юности и своих гениев. Шура, держи меня.
*
Ряд малых, все уменьшающихся успехов - это и есть большое поражение.
*
- С Божьей помощью из любого говна можно сделать конфетку. Бог всемогущ.
- Боюсь только, в помощи вам будет отказано.
*
...самодостаточная (отвязаться бы!) поэзия прозаиков.
*
Сказать что-то можно миллионом способов, но только один из них правильный. И только один из них твой.
*
Смысл жизни состоит в том, что мы делаем.
*
Страшно подумать, что в конечном счете цель литературы, этих титанических усилий - доставить сиюминутное удовольствие такому же идиоту- интеллектуалу, как ты. Всемирное братство посторонних. Любовные посвящения самим себе.
*
" Тем, чьи чаши легки и взлетят, звеня..." - из суры Корана о грешниках (т.е. в чашах которых не скопилось праведных дел). Примечательная инверсия: в христианской традиции взвешиваются, по преимуществу, грехи.
*
У меня есть своя теория малых дел. Заключается она в следующем: стоит мне исполнить из запланированного (или незапланированного, но наболевшего) хоть что-нибудь, как тотчас же я успокаиваюсь, считаю вечер прожитым не зря, беру в руки журнал или смотрю половину совершенно дурацкого фильма, пью чай... - и только за полночь, в постели, настигает меня, ну да, то самое, всегдашнее ощущение, что по большому интегральному счету я теряю время зря.
*
Хит-парад как литературная форма.
*
Человек, успешно занимающийся не своим делом, подобен сплетнику, помывшему голову, но забывшему вымыть уши: все, вроде бы, чисто и хорошо, а на душе по-прежнему гадко.
*
Чтение поэтами своих стихотворений вслух, на людях, - есть всегда в какой-то мере попытка убежать и от стихотворения, и от себя.
*
Что в жизни, что в творчестве - невзгромоздимое количество вариантов. Для того и надо выпускать книги, чтобы закрепить хоть какие-то из возможностей: лучшие, не лучшие - не так уж и важно.
*
Что нам остается? Книги, детство, профессия... А мы хотели бы быть укоренены в небесах.
*
Это у вас кофе в прямом смысле или в растворимом?
*
Я бы хотел написать что-нибудь знаменитое и заработать тучу денег, чтобы иметь возможность спокойно разобрать свой архив.
Начало | | | Эссе | | | Поэзия | | | Дебют | | | Публикации | | | Свежий № |